Транзактный анализ и общение внутри семьи

11

Ребёнок, родитель, взрослый

Транзактный анализ широко используется в психологическом консультировании, когда необходимо решить проблему, связанную с общением. Согласно теории транзактного анализа, впервые разработанной и описанной американским психологом и психиатром Эриком Берном, один и тот же человек, в зависимости от ситуации, ведёт себя одним из трёх вариантов: как ребёнок, как родитель или как взрослый. То есть, структура личности любого человека по Бёрну состоит из этих трёх эго-состояний. Если Вы хорошенько подумаете и проанализируете своё поведение, то обязательно увидите себя в каждом из них. Так, будучи "ребёнком", человек реагирует на события эмоционально (хочу+творческий потенциал), "родителем" - согласно определённым правилам и запретам (надо и должен), а "взрослым" - рационально (могу). Эго-состояния могут пересекаться друг с другом внутри одного человека и постоянно взаимодействуют с состояниями других людей посредством транзакций. Транзакциями в данной теории названы единицы общения. Они бывают параллельными (или комплементарными), пересекающимися и скрытыми. Успешность общения зависит как раз от удачного взаимодействия состояний. Если, например, муж обращется к жене с позиции взрослого по отношению к ребёнку, а она отвечает с позиции ребёнка по отношению к взрослому, то они договорятся быстрее, чем если он будет обращаться к её взрослому, как взрослый, а она будет отвечать как ребёнок. Во время общения эго-состояния постоянно меняются внутри одного человека и внутри круга его общения. Например, если жена просит новую шубу (ребёнок->взрослый), а муж терпеливо объясняет ей, почему они сейчас не могут её купить (взрослый->ребёнок), то супруги в процессе разговора оба могут перейти на позицию взаимодействия: взрослый<->взрослый. Но если она просит шубу (ребёнок->взрослый), а он говорит, что хочет новую машину (ребёнок->взрослый), то пререкания могут закончиться ссорой, так как оба следуют только своему "хочу", совершенно не анализируя, что сейчас приобрести выгоднее и вообще - могут ли они это себе позволить. В первом случае речь идёт о параллельных транзакциях, а во втором - о пересекающихся.
Третий вид транзакций - скрытые - когда человек на самом деле не думает так, как говорит. Они проявляются в неконгруэнтном выражении человеком желаемого состояния (тон голоса, поза, мимика не согласуются друг с другом). Скрытые транзакции являются основой так называемого игрового поведения людей. Речь идёт о психологических играх, теорию которых также разработал и описал Эрик Берн. Пример такой игры, например, можно наблюдать в семье алкоголиков, где жена играет то роль жертвы, то роль спасителя, а муж - преследователя (в то же время спасителем или жертвой может быть другой член семьи - ребёнок или родитель одного из супругов). Следует отметить, что члены играющей семьи время от времени меняются ролями и это можно очень чётко проследить, так как поведение остаётся комплементарным (если жертва переходит к роли преследователя, то преследователь автоматически становится жертвой).

Теория сценариев

С транзактным анализом тесно связана и теория сценариев, разработанная опять же Э. Берном и дополненная Клодом Штайнером. Согласно этой теории человек живёт в соответствии со своим сценарием - то есть, планом жизни, составленным ещё в детстве и заложенным родителями. Кроме этого понятия, есть ещё два: антисценарий - поведение противоположное плану, но именно из-за этого и зависящее от него, и контрсценарий - избавляющий от сценария, но опять же заложенный родителями ("Ты будешь несчастным, но вот если получишь высшее образование, то тогда счастье придёт"). Чтобы не навязывать ребёнку сценарий, Берн рекомендует родителям говорить своим детям: "Будь счастливым!" В этом случае подразумевается, что мальчик или девочка сам выберет желаемый сценарий своей жизни.

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: